суббота, 13 марта 2010 г.

Механизм мошенничества


Механизм мошенничества (оригинал статьи в Википедии)

Основной принцип мошенничества — ввести жертву в заблуждение, установив с ней доверительные отношения, и, воспользовавшись этим доверием, побудить её под тем или иным предлогом добровольно передать деньги, имущество, права на что-либо мошеннику. Эта «добровольность» делает мошенничество особенным в ряду других корыстных преступлений: во-первых, жертва, даже поняв, что её обманули, часто вообще не обращается в правоохранительные органы, стыдясь своего легковерия или будучи уверена, что всё равно ничего не удастся сделать; во-вторых, доказать состав преступления бывает достаточно сложно, так как для этого необходимо объективно подтвердить факт обмана.
Мошенничество построено на знании психологии и стереотипов поведения человекаСтратегия и тактика мошенничества обычно хорошо продуманы. Они направлены на достижение цели с минимальным для мошенника риском. Конкретные способы обмана могут быть очень разнообразными. Иногда это простейшие, примитивные приёмы, но в некоторых случаях мошенники реализуют сложный план, действуют группой, последовательно перемещая жертву по спланированному заранее пути, чтобы ввести её в заблуждение.
Для воздействия на жертву мошенники используют ряд стандартных подходов, конкретная реализация которых может меняться в различных ситуациях:
  • Ограничение информации. Мошенник предоставляет только ту информацию, которая выгодна ему, и принимает меры к тому, чтобы жертва не смогла или не успела получить данные из других источников. При этом часто эксплуатируется такой стереотип, как доверчивость — люди склонны верить тому, что им говорят и, тем более, тому, что написано в книге или СМИ. Простейший пример: человеку предлагают купить товар по «специальной цене, которая действует только сегодня, и на 30 % ниже, чем в магазине». Если при этом предъявляется любое удостоверение и переписанный ценник, то человек, возможно, поверит, даже если в соседнем магазине тот же товар стоит втрое меньше.
  • Приманка. Жертве предлагается лёгкий и быстрый способ получения чего-то нужного, приятного, полезного. Это может быть выигрыш в лотерею, получение какого-либо пособия, покупка товара по сильно заниженной цене. Предложение делается в такой форме, чтобы у человека создалось впечатление, что он наверняка получит желаемое. Предвкушение, радость, ожидание чего-то приятного нарушают психическое равновесие и снижают критичность, способность к рациональному мышлению и объективной оценке ситуации. Тогда предложение поступиться малым (например, заплатить «регистрационный взнос», «сбор за оформление заявки» и т. п., или частично авансировать будущий большой кредит…) с большой вероятностью будет принято.
  • Страх. Аналогично приманке, но «с противоположным знаком» действует внушаемый жертве страх. Как правило, это не реальная угроза (тогда это уже не мошенничество, а шантаж или вымогательство), а ложная (например, заявление, что кто-то из близких попал в неприятную ситуацию и необходимо что-то сделать для помощи ему), гипотетическая («а вы знаете, что скоро будет экономический кризис и вы потеряете все свои деньги, если не…») или даже вовсе мнимая (основанная на суевериях, типа «сглаза», «плохой ауры» и т. п.). Иногда в ходе мошенничества жертве предлагают совершить какое-либо действие сомнительной законности, после чего, угрожают проблемами с правоохранительными органами.
  • Самолюбие, ложная гордость. Классический способ заставить не слишком проницательного человека сделать что-то себе во вред — «взятие на слабо». Мошенник может громогласно заявлять: «это предприятие не для слабаков», «большинство людей глупы и не понимают, как работает эта схема лёгкого заработка», «кто не рискует, тот не пьёт шампанского», «настоящие мужчины играют по-крупному».
  • Доверительное общение. С жертвой говорят доверительно, ей могут доверить якобы «закрытую информацию», «личную тайну», активизируя стереотип «доверие за доверие».
  • «Встречают по одёжке». Эксплуатируется образ преступника, навязанный кино и телевидением — как правило, мужчина, неприятный тип с бегающим взглядом, нередко в тёмных очках, хмурый, с тихим голосом, сразу вызывающий подозрение. В противоположность этому реальные мошенники выглядят вполне обычно, одеваются аккуратно, красиво, нередко — нарядно и дорого, говорят спокойно, нормальным тоном, улыбаются собеседнику, шутят, смотрят прямым и честным взглядом. Среди мошенников много женщин, нередки совместные действия смешанных пар. Во внешнем облике и поведении мошенника всё направлено на вызвание доверия к себе и отводу подозрений.
  • Выбор из нужного. Создаётся ситуация, в которой жертва может видеть только те выходы, которые спланированы мошенником.
  • Цейтнот. Жертву убеждают, что необходимо принять решение в кратчайший срок: «Действуй немедленно, соглашайся — или проиграешь, будет поздно!». Применяется в сочетании с предыдущим. При недостатке времени жертва не ищет других возможностей, кроме тех, которые предлагаются мошенником.
В результате жертвы мошенников впоследствии обычно говорят: «Сам не понимаю, будто какое-то затмение нашло», «Гипноз»… Любопытно, что мошенники используют стандартный набор фраз и жестов, каждая потенциальная жертва знает их и думает, что «уж я-то не попадусь», но оказавшись в спланированной мошенником ситуации, попадается, как и любой другой. Даже очень давно придуманные методы мошенничества по сей день работают прекрасно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий