По информации "Завтра твоей страны", Комитет госконтроля с начала года проводит масштабную проверку деятельности аппарата Совета министров, Минфина, Минэкономики и ряда других ключевых ведомств. Одновременно Генпрокуратура выступила с инициативой по ужесточению трудоустройства бывших госслужащих в коммерческих и некоммерческих структурах. "Завтра твоей страны" выяснил, где работают после отставки крупные белорусские чиновники и есть ли шансы у их коллег найти себе такие же теплые места.
При явной антикоррупционной направленности действия КГК и Генпрокуратуры могут иметь и еще одну цель. Она заключается в том, чтобы попытаться если не подорвать, то административно и психологически ограничить лоббистский потенциал и возможности среднего и мелкого чиновничества накануне масштабной приватизации в стране. Высшим властям при подготовке к продаже ряда предприятий и отраслей не нужны конкуренты, которые могут вмешиваться каким-то образом в этот процесс.
В Генпрокуратуре полагают, что запрет на работу в частных и прочих структурах после выхода в отставку предупредит желание чиновников "подработать" на эти структуры во время несения госслужбы. Этот посыл сомнителен.
Запуганное еще с середины 1990-х годов, белорусское чиновничество давно предпочитает не афишировать свою коммерческую заинтересованность. В отдельных случаях, как оказывается после появления очередного громкого коррупционного дела, в коммерческих структурах, которые каким-то образом связаны с государственными поставками и заказами, обычно работают дети, жены и друзья чиновников.
Собственно, и предлагаемый Генпрокуратурой запрет на трудоустройство бывших госслужащих носит не тотальный характер. Ограничения, по мнению прокуроров, нужно сделать только на трудоустройство в те коммерческие организации, которые находились в сфере влияния чиновника и лишь на два года.
Однако и до сих пор очень мало чиновников в открытую подпадало под это ограничение.
На высшем уровне самый последний пример - это переход на прошлой неделе заместителя председателя правления Национального банка Василия Матюшевского на должность председателя правления ОАО "БПС-Банк", который с прошлого года принадлежит российскому "Сбербанку". Но "Сбербанк" (а следовательно и "БПС-Банк") является государственным банком, контрольный пакет принадлежит Центробанку России. Как оценила бы прокуратура это назначение, если бы ограничения уже действовали?
Ушедший в 1998 году с поста председателя правления Нацбанка Геннадий Алейников в начале 2000-х возглавил ЗАО "Межторгбанк". Одним из главных акционеров этого банковского учреждения являлся Нацбанк.
Наверное, после вступления в силу документа могли бы подпасть под ограничения Генпрокуратуры переход бывшего главы Белгосстраха Виктора Шуста в "Цептер Иншуренс", получение бывшим премьер-министром Владимиром Ермошиным поста главы представительства "МТС" в Беларуси, бывшим председателем Могилевского облисполкома Михаилом Дражиным - поста в нефтяной компании "РуссНефть", бывшим министром предпринимательства и инвестиций Александром Сазоновым - в российской мясоторговой фирме "Евросервис".
Кстати, в России нашли теплые места многие отставные белорусские чиновники.
Бывший глава президентской администрации Урал Латыпов руководит "Горбушкиным двором" и другими объектами недвижимости компании "Рубин", бывший генеральный директор Белоруснефти Владимир Муляк дослужился до поста вице-президента Лукойла, бывший начальник Белорусской железной дороги Владимир Рахманько - до поста начальника управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО "Газпром"…
Авторы предложений по ограничению трудоустройства бывших госслужащих ссылаются на аналогичные нормы в мире. Они, безусловно, в том или ином виде существуют. Но это не помешало бывшему британскому премьер-министру Тони Блэру официально получить должность старшего советника и члена совета по международным делам инвестиционного банка JPMorgan, а также стать советником финансовой группы "Цюрих Файнэншал" и личным консультантом владельца группы LVMN Бернарда Арно. Не менее яркий пример - карьера бывшего немецкого канцлера Герхарда Шредера, который стал председателем наблюдательного совета газотранспортного консорциума Nord Stream и советником швейцарской издательской компании Ringier.
При явной антикоррупционной направленности действия КГК и Генпрокуратуры могут иметь и еще одну цель. Она заключается в том, чтобы попытаться если не подорвать, то административно и психологически ограничить лоббистский потенциал и возможности среднего и мелкого чиновничества накануне масштабной приватизации в стране. Высшим властям при подготовке к продаже ряда предприятий и отраслей не нужны конкуренты, которые могут вмешиваться каким-то образом в этот процесс.
В Генпрокуратуре полагают, что запрет на работу в частных и прочих структурах после выхода в отставку предупредит желание чиновников "подработать" на эти структуры во время несения госслужбы. Этот посыл сомнителен.
Запуганное еще с середины 1990-х годов, белорусское чиновничество давно предпочитает не афишировать свою коммерческую заинтересованность. В отдельных случаях, как оказывается после появления очередного громкого коррупционного дела, в коммерческих структурах, которые каким-то образом связаны с государственными поставками и заказами, обычно работают дети, жены и друзья чиновников.
Собственно, и предлагаемый Генпрокуратурой запрет на трудоустройство бывших госслужащих носит не тотальный характер. Ограничения, по мнению прокуроров, нужно сделать только на трудоустройство в те коммерческие организации, которые находились в сфере влияния чиновника и лишь на два года.
Однако и до сих пор очень мало чиновников в открытую подпадало под это ограничение.
На высшем уровне самый последний пример - это переход на прошлой неделе заместителя председателя правления Национального банка Василия Матюшевского на должность председателя правления ОАО "БПС-Банк", который с прошлого года принадлежит российскому "Сбербанку". Но "Сбербанк" (а следовательно и "БПС-Банк") является государственным банком, контрольный пакет принадлежит Центробанку России. Как оценила бы прокуратура это назначение, если бы ограничения уже действовали?
Ушедший в 1998 году с поста председателя правления Нацбанка Геннадий Алейников в начале 2000-х возглавил ЗАО "Межторгбанк". Одним из главных акционеров этого банковского учреждения являлся Нацбанк.
Наверное, после вступления в силу документа могли бы подпасть под ограничения Генпрокуратуры переход бывшего главы Белгосстраха Виктора Шуста в "Цептер Иншуренс", получение бывшим премьер-министром Владимиром Ермошиным поста главы представительства "МТС" в Беларуси, бывшим председателем Могилевского облисполкома Михаилом Дражиным - поста в нефтяной компании "РуссНефть", бывшим министром предпринимательства и инвестиций Александром Сазоновым - в российской мясоторговой фирме "Евросервис".
Кстати, в России нашли теплые места многие отставные белорусские чиновники.
Бывший глава президентской администрации Урал Латыпов руководит "Горбушкиным двором" и другими объектами недвижимости компании "Рубин", бывший генеральный директор Белоруснефти Владимир Муляк дослужился до поста вице-президента Лукойла, бывший начальник Белорусской железной дороги Владимир Рахманько - до поста начальника управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО "Газпром"…
Авторы предложений по ограничению трудоустройства бывших госслужащих ссылаются на аналогичные нормы в мире. Они, безусловно, в том или ином виде существуют. Но это не помешало бывшему британскому премьер-министру Тони Блэру официально получить должность старшего советника и члена совета по международным делам инвестиционного банка JPMorgan, а также стать советником финансовой группы "Цюрих Файнэншал" и личным консультантом владельца группы LVMN Бернарда Арно. Не менее яркий пример - карьера бывшего немецкого канцлера Герхарда Шредера, который стал председателем наблюдательного совета газотранспортного консорциума Nord Stream и советником швейцарской издательской компании Ringier.
Комментариев нет:
Отправить комментарий