понедельник, 12 октября 2009 г.

Субсидиарная ответственность. Практика хозяйственного суда г Минска


Субсидиарная ответственность участников, собственника, директора и иных лиц может наступать только в случае, если в их действиях имелись признаки “преднамеренного банкротства”.

(По решению хозяйственного суда г. Минска от 27.06.2001г.)

ФАБУЛА ДЕЛА
Регистрация предприятия была произведена 3.12.1996 г. Контрактом от 23.03.2000г. учредитель нанял на работу директора сроком на 2 года. В марте 2000 г. на директора была оформлена карточка с образцом подписи для обслуживающего банка.

С апреля 2000 г. предприятие никаких данных о своей деятельности в налоговый орган не представляло.

В июле и сентябре 2000 г. налоговая инспекция провела проверку правильности и своевременности уплаты предприятием обязательных платежей в бюджет за период с 31.03. по 24.04.2000 г. В ходе проверки было выявлено движение средств по счету предприятия в проверяемом периоде в размере 133 712 832 р. Были определены недоимка по налогам, финсанкции и пеня на 6 206 729 р.

В октябре 2000 налоговый орган обратился в хозяйственный суд г. Минска с заявлением о признании предприятия банкротом в связи с невозможностью погашения долга по платежам в бюджет. Решением суда от 4.01.2001 заявление было удовлетворено.

Управляющим в процедуре банкротства предприятия предъявлен в хозяйственный суд иск о взыскании с ответчиков (собственника и директора предприятия) в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия перед бюджетом 6 206 729 руб. солидарно. Требование основано на том, что лицо, выполнявшее функции директора, своими действиями (не предоставление достоверных расчетов по налогам), учредитель – не обеспечением контроля за деятельностью исполнительного органа - привели предприятие к банкротству – невозможности оплатить начисленные недоимку и финансовые санкции.

ПОЗИЦИЯ СУДА
Разрешая спор по существу, суд отказал в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.10.1998 г. № 16 “О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования” при недостаточности имущества у ликвидируемого субъекта хозяйствования для погашения кредиторской задолженности остающаяся задолженность погашается собственниками (учредителями, участниками) должника при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам субъекта хозяйствования в соответствии с декретами, указами Президента Республики Беларусь, законами, учредительными документами.

В соответствии с ч.1 п.3 ст.52 ГК Республики Беларусь учредители (участники) юридического лица не отвечают по его обязательствам за исключением случаев, предусмотренных законодательством или учредительными документами. В части 2 п.3 данной статьи предусмотрена возможность возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника - юридического лица на учредителей (участников) или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. На основании ст. 1141 Кодекса данная норма в составе главы 4 “Юридические лица” вступила в действие с 5.03.1999 г.

Впоследствии аналогичные нормы были закреплены в п.8 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. временным Декретом Президента РБ от 16.03.1999 г. № 11. На основании п. 29.4 в учредительных документах юридического лица должна была предусматриваться первоочередная субсидиарная ответственность по долгам перед бюджетом учредителей (участников), собственников имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные указания или иным образом определять действия субъекта, в случае его ликвидации.

Декреты Президента Республики Беларусь, Гражданский кодекс не установили конкретные условия и механизм субсидиарной ответственности. В них сделана отсылка к другим законодательным актам, которые должны быть приняты. Не было определено, является ли обязательным условием вина, и в какой форме она должна проявляться (умысел, неосторожность). В рамках общего подхода Кодекса к вопросам субсидиарной ответственности лиц (поручители, гаранты, участники полного товарищества или общества с дополнительной ответственностью) вина таковым условием не является. В ч.3 п.2 ст.105 ГК Республики Беларусь предусмотрена субсидиарная ответственность основного хозяйственного общества, если по его вине наступило банкротство дочернего. Однако форма вины (что имеет принципиальное значение) не была установлена. Кроме того, в указанной статье определен конкретный субъект – основное хозяйственное общество.

С 12.02.2001 г. вступил в силу в полном объеме Закон РБ “Об экономической несостоятельности (банкротстве)”. Согласно ч.2 ст. 9 закона субсидиарная ответственность может наступать только в том случае, если в действиях участников, собственника, директора и иных лиц имелись признаки “преднамеренного банкротства”. То есть законодатель в качестве условия субсидиарной ответственности определил умышленные действия (бездействие) лиц, направленные на доведение субъекта до банкротства. Таким образом, закон о банкротстве определил в целом существенные юридические признаки деяния, влекущего субсидиарную ответственность. Следовательно, только с момента вступления данного закона в силу такую ответственность можно считать установленной и подлежащей применению.

В соответствии с ч.2 ст.67 Закона РБ “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” законы не имеют обратной силы за исключением случаев, когда они смягчают или отягчают ответственность граждан.

Вопрос об ответственности руководителя и учредителя поставлен по результатам проверки деятельности Общества в 2000г., т.е. до принятия и вступления в силу закона о банкротстве. Учредительные документы предприятия не предусматривают субсидиарной ответственности учредителя по его обязательствам. С учетом изложенного суд отказал в иске.

Кроме этого, судом отмечено, что вступившим в силу с 1.01.2000 г. УК Республики Беларусь (ст.240) установлена уголовная ответственность за “преднамеренное банкротство”, выражающееся в умышленном создании или увеличении неплатежеспособности, совершенном индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекших причинение ущерба в крупном размере (более 250 М.З.П).

В связи с тем, что в действиях должностных лиц предприятия усматриваются признаки преступления, предусмотренного данной статьей, судом направлено соответствующее сообщение в органы прокуратуры.

Юридический адрес

Комментариев нет:

Отправить комментарий