воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Правовые последствия управления транспортным средством в состоянии опьянения




КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 60-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». 



1. Административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения
2. Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшем тяжкие последствия
3. Состояние опьянения и его последствия: есть ли связь?
4. Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения
5. Конфискация транспортного средства
6. Конституционность специальной конфискации транспортного средства, не принадлежащего лицу, осуждаемому по статье 3171 Уголовного кодекса
7. Рекомендации собственнику, не причастному к совершению преступления, предусмотренного статьей 3171 Уголовного кодекса, по избежанию специальной конфискации
8. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами
9. Кто уполномочен лишить права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами

С 24 октября 2013 г. вступает в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 60-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» (далее - Закон № 60-З). Данным Законом существенным образом меняются условия административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее - состояние опьянения), а также за иные нарушения законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Кроме того, 28 августа 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З (далее - Закон № 64-З), который внес значительные коррективы в 2 законодательных акта об административной ответственности: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП). Среди этих корректив имеются новеллы, касающиеся правовых последствий управления транспортным средством в состоянии опьянения.

Совет от «Бизнес-Инфо»
Также см. материал «Комментарий к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Изменения в административно-правовой политике белорусского государства».

Принятию названных законов предшествовала продолжительная (более 5 лет) дискуссия о необходимости ужесточения ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, инициаторами которого явились органы внутренних дел и прокуратуры Республики Беларусь.
Содержание предусмотренных законами № 60-З и № 64-З изменений и дополнений законодательства в указанной сфере правового регулирования сводится к следующему.
Административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения
В Общую часть КоАП внесены дополнения, усиливающие штрафные санкции, которые могут устанавливаться в санкциях статей Особенной части КоАП за нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Так, дополнением части 3 ст.6.5 КоАП увеличен в 2 раза максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах (далее - БВ), налагаемого на физическое лицо за нарушения законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные главой 18 КоАП. Если ранее он не мог превышать 50 БВ, то с 24 октября 2013 г. он не может превышать 100 БВ. Соответственно, законодатель получил право корректировать в сторону увеличения размеры штрафов до указанной величины в санкциях статей этой главы КоАП, чем он не замедлил воспользоваться, внеся соответствующие изменения и дополнения в ст.18.16 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» КоАП, о чем будет сказано ниже.
С указанной даты увеличивается также размер штрафа, налагаемого за совершение нескольких административных правонарушений, одно из которых предусмотрено частью статьи либо статьей главы 18 КоАП, когда эта статья состоит из одной части. При наличии указанной совокупности административных правонарушений применяются правила назначения штрафа, изложенные в ст.7.4 КоАП.
Согласно этим правилам за совершение нескольких административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности. Затем суд, орган, ведущий административный процесс, окончательно определяют административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения.
Применительно к административным правонарушениям, предусмотренным главой 18 КоАП и входящим в совокупность административных правонарушений, установлено, что размер штрафа, исчисляемый в БВ и налагаемый на физическое лицо в результате полного или частичного сложения административных взысканий, не должен превышать 200 БВ (до 24 октября 2013 г. не должен был превышать 100 БВ).
Произошли изменения и в Особенной части КоАП, затронувшие ст.18.16 КоАП, которая ранее уже дважды подвергалась корректировке (в 2006 и 2009 гг.).
В прежней редакции этой статьи административная ответственность за совершение указанных деяний дифференцировалась в зависимости от того, имело или не имело право управления транспортным средством лицо, управлявшее транспортным средством в состоянии опьянения, передавшее управление транспортным средством такому лицу либо отказавшееся от прохождения проверки (освидетельствования) (строже наказывалось лицо, не имевшее такого права). Вследствие изменений, внесенных в часть 1 ст.18.16 КоАП, и исключения из этой статьи части 2 усилена ответственность и тех, и других названных лиц путем установления штрафной санкции за совершение вышеуказанных деяний в размере от 50 до 100 БВ.

Справочно
Ранее для лица, имевшего право на управление, размер штрафа составлял от 15 до 35 БВ, а для лица, не имевшего такого права, от 25 до 40 БВ.

Значительно усилена ответственность и за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого водитель является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Такое действие будет влечь наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ (ранее от 15 до 35 БВ) с обязательным лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года (ранее - от 1 до 2 лет).
Другими словами, дополнительное административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами установлено как абсолютно определенная санкция, устраняющая какое-либо усмотрение суда, органа, ведущего административный процесс. Признав лицо виновным в совершении указанного административного правонарушения, они обязаны наряду со штрафом, размер которого они определяют в интервале от 50 до 100 БВ с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личности физического лица, его совершившего, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, наложить на него также и указанное дополнительное административное взыскание сроком на 3 года.

Обратите внимание!
В соответствии с частью 3 ст.1.5 КоАП приведенные новеллы КоАП, как усиливающие ответственность, не имеют обратной силы. К вышеуказанным правонарушениям, совершенным до даты вступления в силу Закона № 60-З, подлежат применению нормы КоАП, действовавшие в день их совершения.
Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшем тяжкие последствия
Существенным образом ужесточена и уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, что выразилось в изменениях и дополнениях, внесенных как в Общую, так и Особенную части Уголовного кодекса РБ (далее - УК).
В соответствии с частью 4, введенной в ст.317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» УК, нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, будет наказываться только лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Справочно
Ранее в соответствии с частью 2 ст.317 УК эти нарушения влекли наказание исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказуемо лишением свободы от 4 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такая ответственность установлена частью 5, которой Законом № 60-З была дополнена ст.317 УК.

Справочно
Ранее за такие же деяния в соответствии с частью 3 ст.317 УК грозило менее строгое наказание: лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Обратите внимание!
Приведенные дополнения ст.317 УК могут применяться лишь к предусмотренным ими преступлениям, совершенным лицом в состоянии опьянения после вступления в силу Закона № 60-З, что следует из предписаний части 3 ст.9 УК.

Действия законодателя в части ужесточения уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст.317 УК, продиктованы не улучшающейся кардинально ситуацией в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, связанной с управлением этими средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Так, согласно данным Государственной автомобильной инспекции (далее - ГАИ) в 2012 г. за управление транспортными средствами в состоянии опьянения было задержано 47 000 человек (привлечено к административной ответственности по частям 1 и 2 ст.18.16 КоАП более 43 000 человек (примечание 1)), в 1-й половине 2013 г. за такое же нарушение было задержано 23 000 человек (для сравнения: от управления автотранспортом в 2003 г. были отстранены 83 800 водителей, находившихся в состоянии опьянения, в 2009 г. - 55 000, из них 4 790 случаев повторного в течение года управления транспортными средствами в состоянии опьянения (примечание 2)).
Преступление, предусмотренное частями 1-5 ст.317 УК, относится к числу неосторожных. Согласно части 2 ст.57 УК неосторожные преступления влекли лишение свободы на срок не более 7 лет. Увеличив в ст.317 УК срок лишения свободы за совершение указанных деяний с 7 до 10 лет, законодатель был вынужден внести коррективы и в часть 2 ст.57 УК: он поднял верхнюю планку лишения свободы за совершение всех видов неосторожных преступлений с 7 до 10 лет. Такое решение позволяет также вносить соответствующие коррективы в санкции других статей Особенной части УК, предусматривающих ответственность за неосторожные преступления. Однако такие коррективы не были произведены, что свидетельствует о несистемности и непоследовательности законодателя в данной сфере правового регулирования.
Указанная несистемность и непоследовательность в корректировке УК проявилась в игнорировании того обстоятельства, что не меньшую, если не большую опасность, представляют нарушения правил безопасности на производстве, в строительстве и иных сферах деятельности, в т.ч. в сфере безопасности движения или эксплуатации, совершаемые лицами, управляющими в состоянии опьянения железнодорожным, воздушным, водным транспортом или маломерными судами либо боевой, специальной или транспортной машиной Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований лицом, на которое распространяется статус военнослужащего (ст.314, 316, 464 УК).
За совершение таких деяний в состоянии опьянения, повлекших по неосторожности смерть одного и более человек либо причинение тяжкого телесного повреждения, социально обусловленным было бы установить в статьях УК, предусматривающих наказание за нарушение различных правил безопасности, такую же повышенную уголовную ответственность, как и за преступление, предусмотренное ст.317 УК. Справедливость такого законодательного решения не вызвала бы сомнений, подтверждением чему могут служить обстоятельства недавно совершенного преступления, предусмотренного ст.314 УК, когда в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерного судна лицом, им управлявшим, находившемся в состоянии алкогольного опьянения, на озере Белом Житковичского района погибло 5 человек, из которых 3 были малолетними детьми (примечание 3).
Необходимо оговорить, что сказанное выше о несистемности и непоследовательности в корректировке УК в части ужесточения ответственности за нарушение требований безопасности, связанного с состоянием опьянения, в полной мере относится и к сфере административной ответственности, о чем говорилось выше. Представляется, что законодателю надлежало одновременно с изменением ст.18.16 КоАП предусмотреть и ужесточение административной ответственности за другие административные правонарушения, выражающиеся в нарушении различных правил безопасности, которые были совершены в состоянии опьянения (главы 18, 19, 20 и другие КоАП).
Состояние опьянения и его последствия: есть ли связь?
Усиление уголовной ответственности за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта не следует понимать так, будто бы законодатель повысил уголовную ответственность за сам факт нахождения водителя за рулем транспортного средства в состоянии опьянения. Для осуждения по частям 4 и 5 ст.317 УК надлежит установить причинную связь между нахождением водителя за рулем транспортного средства в состоянии опьянения и указанными в названных частях общественно опасными последствиями (п.7 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 01.10.2008 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст.317-318, 321 УК)»). Если такая причинная связь не будет установлена, то водитель может нести ответственность только за другие нарушения правил дорожного движения, повлекшие указанные последствия.

Пример
Водитель в течение недели управлял транспортным средством с неисправной тормозной системой, что является нарушением подп.194.8 п.194 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (далее - ПДД), согласно которому запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с неисправными рабочей тормозной системой, рулевым управлением. На 8-й день он управлял указанным неисправным транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое характеризовалось незначительным превышением допустимого уровня алкоголя в крови (0,31 промилле), что является нарушением подп.10.1 п.10 ПДД.


Справочно
В соответствии с п.3 Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497, лицо признается находившимся в состоянии алкогольного опьянения при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на 1 л выдыхаемого воздуха.


По уголовному делу установлено, что в результате неисправности тормозной системы произошел наезд на 2 пешеходов, повлекших их смерть. Несмотря на состояние опьянения, меры по экстренному торможению были приняты водителем своевременно, однако именно неисправность тормозной системы не позволила остановиться автомобилю и привела к указанным трагичным последствиям.
Таким образом, состояние алкогольного опьянения не находилось в причинной связи с указанными последствиями. Поэтому данное обстоятельство (состояние опьянения) не подлежит вменению в вину водителю по ст.317 УК. Как следствие, его действия не могут быть квалифицированы по части 5 ст.317 УК. Они подлежат уголовной ответственности по части 3 ст.317 УК.

Наряду с уголовной ответственностью по части 3 ст.317 УК водитель за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, не повлекшем указанных последствий, подлежит в зависимости от обстоятельств дела административной ответственности по ст.18.16 КоАП или уголовной ответственности по ст.3171 УК (примечание 4).
Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения
Изменились условия уголовной ответственности по ст.3171 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» УК.
В этой статье предусматривалась уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения, описанные в частях 1 и 2 ст.18.16 КоАП, если лицо совершило их повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (часть 1 ст.3171 УК) либо если они были совершены лицом, ранее судимым по ст.3171 УК (часть 2 ст.3171 УК).
После 24 октября 2013 г. сфера применения уголовной ответственности по части 2 ст.3171 УК расширена: уголовной ответственности будут подлежать лица, ранее совершившие преступление, предусмотренное названной статьей, т.е. как судимые, так и не имевшие судимости по этой статье. Иначе говоря, алгоритм совершения указанных нарушений и ответственности за них по части 2 ст.3171 УК будет выглядеть следующим образом.
Лицо совершило любое из нарушений правил дорожного движения, указанных в части 1 ст.18.16 КоАП (в редакции Закона № 60-З), за которое по этой статье КоАП было наложено административное взыскание. Как следствие, с момента вступления в силу постановления о наложении административного взыскания по части 1 ст.18.16 КоАП в отношении лица в течение года действует административная преюдиция (ст.32 УК), дающая основание для оценки повторно совершенного такого же нарушения правил дорожного движения в качестве преступления, предусмотренного ст.3171 УК.
Затем за повторно совершенное в течение года одно из таких нарушений правил дорожного движения (второе) лицо по приговору суда осуждается по части 1 ст.3171 УК. После вступления в силу этого приговора указанное лицо вновь в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности (2 года - согласно п.1 части 1 ст.83 УК) совершает одно из таких нарушений правил дорожного движения (третье), за которое подлежит уголовной ответственности по части 2 ст.3171 УК.
Если после совершения второго нарушения правил дорожного движения, являющегося преступлением, предусмотренным частью 1 ст.3171 УК (по признаку административной преюдиции), и до момента вступления в законную силу приговора за его совершение либо до истечения указанного двухгодичного срока давности привлечения к уголовной ответственности (если приговор за совершение этого преступления не был вынесен) лицо совершит третье нарушение правил дорожного движения, то за это третье нарушение оно подлежит уголовной ответственности по части 2 ст.3171 УК. Таким образом, в любом из двух указанных вариантов для привлечения к уголовной ответственности по части 2 ст.3171 УК требуется наличие административной преюдиции, действие которой ограничено указанным годичным сроком.

Обратите внимание!
С учетом правил об обратной силе уголовного закона (часть 2 ст.9 УК) уголовная ответственность по части 2 ст.3171 УК по признаку совершения нарушений правил дорожного движения лицом, ранее совершившим такое же преступление, но не судимым за него, анализируемая новелла ст.3171 УК не имеет обратной силы. В указанном случае виновный подлежит уголовной ответственности по части 1 ст.3171 УК.

Кардинально изменились в сторону ужесточения санкции обеих частей ст.3171 УК.
Так, из санкции части 1 исключены основное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и дополнительное к нему наказание в виде штрафа. Видимо, было принято во внимание, что за совершение преступления, предусмотренного частью 1 ст.3171 УК, суды назначали преимущественно именно этот вид наказания вместе со штрафом (например, в 2011 г. этот вид наказания был назначен 2 999 осужденным (81,2 % от числа всех лиц, осужденных по части 1 ст.3171 УК), в 2012 г. - 2 463 осужденным (83,1 %) (примечания 5, 6), что вряд ли соответствовало степени общественной опасности этих действий).
Одновременно в санкцию части 1 ст.3171 УК включены такие более строгие виды альтернативных наказаний, как:
• арест с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом;
• ограничение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом;
• лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Обратите внимание!
Таким образом, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как основной вид наказания исключен из санкции части 1 ст.3171 УК и приобрел статус обязательного дополнительного вида наказания ко всем перечисленным выше более строгим видам наказаний.

Из санкции части 2 ст.3171 УК исключены менее тяжкие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом и в виде исправительных работ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Одновременно законодатель ввел в нее штраф в качестве дополнительного наказания к основному наказанию в виде ареста. Наряду с этим увеличены сроки ограничения свободы с 1 до 3 лет (ранее - с 6 месяцев до 2 лет) и введен штраф в качестве обязательного дополнительного наказания к этому виду основного наказания.

Обратите внимание!
Учитывая предписания части 2 ст.9 УК, при назначении наказания за преступления, предусмотренные ст.3171 УК, совершенные до 24 октября 2013 г., надлежит применять санкции обеих частей ст.3171 УК в редакции, действовавшей до указанной даты.
Конфискация транспортного средства
Практика привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст.3171 УК, указывает на большое число лиц, осуждаемых за совершение этого преступления, о чем свидетельствуют следующие данные судебной статистики (см. таблицу).
Таблица

Количество лиц, осужденных за преступление, предусмотренное статьей 3171 Уголовного кодекса

Часть статьи 3171 УК
Количество осужденных
2008 г. (прим.5)
2009 г. (прим.6)
2010 г. (прим.7)
2011 г. (прим.8)
2012 г. (прим.9)
Часть 1
735
972
3 138
3 695
2 964
Часть 2
3 302
3 573
1 491
986
841
Итого:
4 037
4 545
4 629
4 681
3 805

С целью радикального изменения в лучшую сторону ситуации с высоким уровнем нарушений правил дорожного движения, выражающихся в управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, передаче управления транспортным средством такому лицу либо в отказе от прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния опьянения, законодатель, наряду с указанным выше ужесточением административной ответственности и наказания за их совершение, пошел на применение такой меры, как конфискация транспортного средства.
Характерно, что конфискации транспортного средства был придан правовой статус не наказания, а специальной конфискации. И не в связи с административной ответственностью и в ее рамках, а в связи с уголовной ответственностью по ст.3171 УК, хотя в 2011 г. Генеральным прокурором Республики Беларусь Василевичем Г.А. предлагалось введение конфискации транспортного средства как меры административного взыскания (примечание 10).

Обратите внимание!
Согласно Закону № 60-З специальной конфискации подлежат исключительно транспортные средства, при управлении которыми лицо совершает преступление, предусмотренное ст.3171 УК. И эта новелла в силу части 2 ст.9 УК распространяет свое действие только на указанные преступления, совершенные после 24 октября 2013 г.

Приведенные положения нашли отражение в дополнении части 6 ст.61 УК вторым предложением следующего содержания: «Независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 3171 настоящего Кодекса (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц)».

Справочно
Согласно части 6 ст.61 УК, состоявшей до внесения в нее указанного дополнения из одного предложения, под специальной конфискацией понималась мера уголовно-правового характера, которая назначается судом независимо от категории преступления и вида назначенного наказания и состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства предмета специальной конфискации.
Предмет специальной конфискации представлен в виде 4 категорий:
1) орудия и средства совершения преступления, принадлежащие осужденному;
2) вещи, изъятые из оборота;
3) имущество, приобретенное преступным путем, доход, полученный от использования этого имущества;
4) предметы, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу.
Как показывает судебная практика, по многочисленным уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.3171 УК, суды не применяли специальную конфискацию транспортного средства, которым управлял виновный. Видимо, были сомнения в правомерности признания транспортного средства предметом специальной конфискации.

Дополнив вторым предложением часть 6 ст.61 УК, законодатель не указал, к какой из четырех вышеуказанных категорий предмета специальной конфискации он причисляет транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.3171 УК.
Конституционный Суд РБ, который проверял Закон № 60-З, и решением от 05.07.2013 № Р-836/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» (далее - Решение) признал его соответствующим Конституции Республики Беларусь, отнес такое транспортное средство одновременно и к орудиям, и к средствам совершения преступления. При этом законодателю не было высказано замечание относительно правовой неопределенности решения о специальной конфискации транспортного средства, не содержащего указания на категорию предмета этой специальной конфискации.
В этой связи надлежит отметить, что в УК понятия «орудие совершения преступления» и «средство совершения преступления» используются как однопорядковые, но не определены. В науке уголовного права под орудиями и средствами совершения преступления общепринято понимать предметы материального мира и процессы, с помощью (с использованием) которых виновный совершает преступление. При этом орудие преступления - это вид средства совершения преступления как предмета материального мира, используемого для непосредственного совершения преступления путем воздействия на потерпевшего или предмет преступления (примечания 11-14). На основании этого юристы отмечают, что при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (в случае, когда не причиняется вред имуществу или жизни и здоровью граждан) оно (транспортное средство) не может рассматриваться как средство либо орудие совершения преступления. Скорее им является алкогольная продукция, посредством употребления которой лицо привело себя в состояние опьянения.
При таком определении орудий и средств совершения преступления очевидно, что транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.3171 УК, не является ни орудием, ни средством совершения этого преступления. Как следует из ст.3171 УК, управление транспортным средством или передача управления транспортным средством - это нарушения правил дорожного движения, в которых действия с транспортным средством (управление, передача управления) не оказывают воздействия ни на потерпевшего, ни на предмет преступления (в ст.3171 УК их нет), а являются признаками самого деяния. Поэтому и оценка их в качестве предмета специальной конфискации - орудий и средств совершения преступления - представляется едва ли соответствующей правовой природе преступления, предусмотренного ст.3171 УК.
Сопоставление имеющихся в части 6 ст.61 УК общего определения специальной конфискации (первое предложение) и характеристики специальной конфискации (второе предложение) показывает, что, вероятнее всего, под подлежащим специальной конфискации транспортным средством, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.3171 УК, законодатель имел в виду 4 категорию предметов специальной конфискации - «предметы, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу».
Для того чтобы снять запрет на конфискацию названных предметов, собственником которых осужденный не является, законодатель делает из этого правила исключение для транспортных средств, которыми управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.3171 УК.
Такие транспортные средства разрешается конфисковать с 24 октября 2013 г. независимо от того, находятся ли они в собственности лица, обвиняемого по ст.3171 УК, или принадлежат на праве собственности иному лицу.
Исключение сделано только для транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

Обратите внимание!
Таким образом, не подлежит специальной конфискации транспортное средство, не принадлежащее обвиняемому, которым он управлял во время совершения преступления, предусмотренного ст.3171 УК, выбывшее из законного владения собственника (пользователя):
помимо его воли (например, управление в состоянии опьянения транспортным средством водителем хозяйственного общества, которому (хозяйственному обществу) данное транспортное средство без ведома и согласия собственника было передано одним из учредителей в качестве неденежного вклада в уставный фонд этого хозяйственного общества);
• в результате угона (ст.214 УК), самоуправного завладения им без признаков угона (ст.23.39 КоАП или ст.383 УК) или иных противоправных действий.

Во всех иных случаях специальной конфискации транспортного средства, собственником которого обвиняемый не является, пострадают имущественные интересы лиц, не причастных к совершению преступления, предусмотренного ст.3171 УК, таких как собственника, законного владельца (пользователя) транспортного средства, который будет нести имущественную ответственность перед собственником за утрату переданного ему в законное владение (пользование) транспортного средства.
Конституционность специальной конфискации транспортного средства, не принадлежащего лицу, осуждаемому по статье 3171 Уголовного кодекса
В качестве пострадавшего от специальной конфискации собственника или законного владельца (пользователя) могут выступить, в частности:
сособственник транспортного средства (например, другой супруг, в общей совместной собственности которых находится транспортное средство);
• организация, сдающая транспортное средство в аренду или прокат, для которой специальная конфискация не предусмотрена в качестве страхового случая в договоре страхования транспортного средства;
• организация, владеющая на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления транспортным средством, которым на законных основаниях управлял работник этой организации, будучи в состоянии опьянения;
• собственник транспортного средства, передавший его в пользование обвиняемому на основании доверенности.
В перечисленных и иных подобных случаях государство нарушает права собственника транспортного средства, игнорирует неприкосновенность собственности при отсутствии для этого оснований, предусмотренных ст.23 и 44 Конституции Республики Беларусь. При этом не учитывается, что лишь примерно 30 % из тех, кто управляет транспортным средством, являются его собственником (примечание 15).
Следовательно, анализируемая специальная конфискация будет направлена в большинстве случаев против собственников транспортных средств, не совершавших преступление, предусмотренное ст.3171 УК.
К сожалению, Конституционный Суд РБ, сформулировав вывод о соответствии Конституции Республики Беларусь анализируемой специальной конфискации транспортного средства, не посчитал необходимым должным образом обосновать его и признал подобное ущемление прав собственника (законного владельца или пользователя), не управлявшего транспортным средством, согласующимся с Конституцией Республики Беларусь.

Справочно
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность нормы части 2 ст.8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей конфискацию транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, признал ее положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении (примечание 16).

Конституционный Суд РБ в Решении рекомендовал судам, органам, ведущим административный процесс, и их должностным лицам уведомлять собственника транспортного средства, управляя которым несобственник совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.18.16 КоАП, за которое он подвергнут административному взысканию, о возможной специальной конфискации этого транспортного средства при повторном совершении такого правонарушения тем же лицом, которому он доверил управление указанного транспортного средства (примечание 17).
Анализируя данную рекомендацию, нельзя не обратить внимания на следующее.
Подобное уведомление органа административной юрисдикции не предусмотрено ПИКоАП. К тому же, не обязательно, чтобы повторное нарушение правил дорожного движения, являющееся преступлением, предусмотренным ст.3171 УК, лицо совершило, управляя тем же транспортным средством, которым оно управляло ранее, и за что было подвергнуто административному взысканию по ст.18.16 КоАП. В такой ситуации указанное уведомление, даже если оно и будет направлено, получит другое лицо.
С другой стороны, Решение, принятое в порядке предварительного контроля конституционности законов в соответствии со ст.116 Конституции Республики Беларусь, частью 6 ст.22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Декретом Президента РБ от 26.06.2008 № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», по мнению правоприменителя, носит рекомендательный характер. Данное обстоятельство положено в основу существующей в государстве судебной практики отказа от использования решений Конституционного Суда РБ при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским и иным делам. Как следствие, такая рекомендация Конституционного Суда Республики Беларусь едва ли станет правилом поведения для органов административной юрисдикции. В любом случае она не обеспечит в полном объеме защиту конституционного права собственности.
Не решает проблемы защиты права собственности и имеющаяся у собственника возможность взыскания убытков с лица, осужденного по приговору суда в соответствии со ст.364 Гражданского кодекса РБ, о чем упомянул Конституционный Суд РБ в Решении. В данном случае убытки причинены собственнику транспортного средства вследствие невозврата его обвиняемым, обусловленного специальной конфискацией этого транспортного средства. Для возмещения этих убытков бывшему собственнику вначале придется приложить усилия для взыскания их в суде. Затем потребуется дождаться исполнения этого судебного решения, вероятность которого во многом будет зависеть от платежеспособности лица, осужденного по ст.3171 УК.
Примечание 1. Белокопытов В.А. Ведение административного процесса по делам о нарушениях безопасности движения и эксплуатации транспорта, по которым применяются меры обеспечения в отношении транспортных средств (принудительная эвакуация (блокировка колес) транспортного средства).
Примечание 2. Сведения о состоянии дорожно-транспортной аварийности в Республике Беларусь в 2009 году: аналитический сборник / Под общ. ред. Е.Е.Полудня. - Мн.: Министерство внутренних дел Республики Беларусь, 2010.
Примечание 3. Обвинение предъявлено судовладельцу по факту трагедии на озере Белое Житковичского района // Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.tut.by/society/357927.html. Дата доступа: 18.07.2013.
Примечание 4. См. подробнее: Лукашов, А.И. Проблемы квалификации нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств / А.И.Лукашов // Проблемные вопросы применения уголовного законодательства в деятельности органов внутренних дел: Сборник научных трудов. - Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1992, С.126-128.
Примечание 5. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2011 год: Форма 10. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2012.
Примечание 6. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2012 год: Форма 10. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2013.
Примечание 7. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2008 год: Форма 10. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2009.
Примечание 8. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2009 год: Форма 10. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2010.
Примечание 9. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2010 год: Форма 10. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2011.
Примечание 10. Генпрокурор высказался за конфискацию автомобилей у нетрезвых водителей // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/auto/2011/01/24/ic_news_120_359940. - Дата доступа: 13.03.2012.
Примечание 11. Шевцов, Ю.Л. Объективная сторона преступления / Ю.Л.Шевцов // Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.М.Хомича. - Мн.: Тесей, 2002, С.119.
Примечание 12. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т.1. Общая часть. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 2004, С.207.
Примечание 13. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие / Э.А.Саркисова. - Мн.: Тесей, 2005, С.148.
Примечание 14. Малинин, В.Б. Объективная сторона преступления / В.Б.Малинин // Энциклопедия уголовного права. Т.4. Состав преступления. - Издание профессора Малинина. - СПб., 2005, С.470.
Примечание 15. В Беларуси предлагают конфисковать авто «по доверенности» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://auto.mail.ru/article.html?id=40446. Дата доступа: 21.02.2013.
Примечание 16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 № 6-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2011. - № 4.
Примечание 17. Данная рекомендация Конституционного Суда РБ воспроизведена не дословно, а в изложении, приведенном в соответствие с предписаниями ст.18.16 КоАП и ст.3171 УК.
Примечание 18. Трудовой кодекс Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. - Дата доступа: 03.08.2013.
Примечание 19. Прокат автомобилей в г.Минске // Электронный ресурс. Режим доступа: http://belavtoprokat.by/usloviya-prokata.html. - Дата доступа: 06.08.2013.

17.09.2013

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, старший юрист юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»

Комментариев нет:

Отправить комментарий