понедельник, 30 сентября 2013 г.

Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами


Изложение вопроса о правовых последствиях управления транспортным средством в состоянии опьянения будет неполным, если не принять во внимание еще одно законодательное решение, направленное на ужесточение ответственности за такие действия, которое не вошло в Закон № 60-З, но было включено в Закон № 64-З, который изложил в новой редакции ст.6.9 КоАП. Это привело к изменению содержания дополнительного административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

Справочно
Ранее такое административное взыскание могло применяться только в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, связанное с занятием видом деятельности, на осуществление которого требуется специальное разрешение (лицензия).

В настоящее время сфера применения данного вида административного взыскания расширена за счет распространения его также на лиц, совершивших административное правонарушение, с учетом характера которого виновного необходимо ограничить в праве заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.
С учетом положений части 3 ст.1.5 КоАП этот вид дополнительного административного взыскания может применяться только в отношении лиц, совершивших административное правонарушение после 28 августа 2013 г.
Применительно к лишению права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, установлено правило, согласно которому допустимо его применение к лицу, не имеющему права управления транспортными средствами, совершившему административное правонарушение, за которое в соответствии с Особенной частью КоАП может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Лишение права заниматься определенным видом деятельности, на осуществление которого требуется специальное разрешение (лицензия), может быть назначено на срок от 6 месяцев до 1 года. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, устанавливается в пределах срока лишения права управления транспортными средствами, указанного в санкции статьи Особенной части КоАП (часть 2 ст.6.9 КоАП). Если в этой санкции не указан минимальный срок лишения права управления транспортными средствами, то минимальный срок лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, не может быть менее 3 месяцев.
Максимальный срок лишения права управления транспортными средствами в санкции статьи Особенной части КоАП не может превышать 3 лет. Следовательно, и максимальный срок лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, не может быть более 3 лет.
Законодатель не указал, что понимается под деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, однако системное толкование ст.6.8 и 6.9 КоАП позволяет сделать следующий вывод.
Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, - это запрет на занятие деятельностью, составной частью которой является управление транспортным средством, осуществляемое как на основании трудовых договоров (например, по контракту с работником, принятым на работу на должность водителя), так и на иных законных основаниях (например, сдача физическим лицом в аренду по гражданско-правовому договору принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства, которым он же обязан и управлять во время действия этого договора).
Лишение права управления транспортными средствами ориентировано на применение запрета, направленного на физическое лицо, которое управляет транспортным средством вне рамок осуществления деятельности, составной частью которой является управление транспортным средством (например, автомобиль используется лишь для поездки на работу (с работы), на дачу и для иных подобного рода поездок).
В санкции части 1 ст.18.16 КоАП лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве обязательного дополнительного административного взыскания к основному виду административного взыскания - штрафу.
За совершение названного административного правонарушения лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, может применяться в качестве дополнительного административного взыскания к лицу, не имеющему права управления транспортными средствами. В указанном случае дополнительное административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется, так как лицо не имело этого права в момент управления транспортным средством. Лишить права управления транспортными средствами можно только лицо, которому такое право предоставлено в установленном порядке (часть 1 ст.6.8 КоАП).

Совет от «Бизнес-Инфо»
Для более детального изучения см. «Комментарий к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Изменения в административно-правовой политике белорусского государства» (разделы 3 и 4). 
Кто уполномочен лишить права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами
Изменения, внесенные в ст.6.2 КоАП, расширили компетенцию органов внутренних дел. Вслед за административным арестом, наложение которого по ст.9.27 КоАП отнесено к их исключительной компетенции в 2010 г., органы внутренних дел (и только они) уполномочены также лишать права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами за все виды административных правонарушений, за которые может быть наложено это административное взыскание. Одновременно Законом № 64-З ст.19.1 ПИКоАП была дополнена указанием на то, что постановление о лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, исполняется уполномоченными лицами органов внутренних дел. Дополнением этим же Законом ст.19.2 ПИКоАП в общем виде решен вопрос и о том, как исполнять данный вид административного взыскания: постановление о лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, исполняется путем направления копии постановления в органы, уполномоченные выдавать водительское удостоверение.
Перечень этих уполномоченных лиц и процедуры исполнения данного вида административного взыскания будут установлены Министерством внутренних дел РБ путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Изначально при принятии КоАП предусматривалось, что и применение административного ареста, и лишение права заниматься деятельностью будут исключительной компетенцией суда. Отказ от такого подхода, связанный с передачей несудебному органу права на лишение человека свободы (административный арест) и лишение права заниматься деятельностью, представляется сомнительным и едва ли отвечающим требованиям ст.59 Конституции Республики Беларусь. К сожалению, Конституционный Суд РБ в решении от 05.07.2013 № Р-838/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» о корректировке ст.6.2 КоАП даже не упомянул, хотя признал Закон № 64-З соответствующим Конституции Республики Беларусь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий